Ремонт реле автосвета

Однажды ехать нужно было в снегопад и по скользкой дороге 260км, дорога, мягко говоря, не айс! Снегопад и периодически никакая видимость, особенно после наступления сумерек, да еще и лед под снегом. И вот еду я значит себе, остается примерно 60км, и вдруг замечаю, что свет впереди машины как-то моргнул, а через некоторое время в салоне появился запах гари! Я весь на измене осматриваюсь и принюхиваюсь, но еду дальше, в надежде, что ничего не загорится, и я не останусь один в полной темноте на границе Московской и Рязанской областей посреди дремучих лесов на неосвещенной трассе!

Однако наблюдения ни к чему не привели, все вроде бы работало, а запах через какое-то время практически исчез. Еду я дальше, а впереди меня фура. Позади нее шлейф из снежной пыли, ни хрена не видно, обгонять опасно, а у него еще и габариты сзади не работают! Матеря водилу по чем зря еду дальше и вскоре на посту на границе областей фура съехала для досмотра, а я, наконец, еду по свободной дороге, гадая что могло сгореть! И тут только я замечаю отсутствие подсветки печки. Это сразу не бросилось в глаза по той простой причине, что подсветка приборной панели и всех кнопок у меня включается при включении зажигания, по логике – горит, значит работает!

Я решил пощелкать выключателем света на подрулевом, и подсветка заработала, посмотрел в зеркала, а габариты-то тоже не горели! А я еще дальнобоя материл, а сам ехал без освещения сзади, сам того не подозревая, хорошо машин попутных не было совсем, только москвичи возвращались по встречке с праздников!

Предположил, что что-то произошло в цепи реле автосвета, которое установил уже давно, и никаких проблем с ним не было. Однако ближний свет работал и ладно, еду дальше. На следующий день, в воскресенье поехал с семьей обратно, ближний свет включается как обычно автоматически, а габариты вручную. В тот же день по приезду отметил свой Д.Р. и на следующий день уже не стал разбираться с освещением, да и на улице стоял мороз в -20!

Во вторник был крайний день отпуска, потеплело до -10-ти, и я решил разобраться с электрикой. Поскольку реле у меня стоит под приборной панелью, пришлось снимать кожух руля и саму приборку…

 

Ремонт реле автосвета
Ремонт реле автосвета

Как только я достал реле, сразу стало понятно, откуда так воняло, одна стенка корпуса реле даже оплавилась!..

2

Вытащил основание реле с платой и сразу увидел на плате сгоревший элемент пока непонятного происхождения и отслоившиеся от платы дорожки…

Почесал репу и решил разобраться в схеме реле, авось реанимирую! Тем более остальная часть схемы работала (ближний свет), неисправным, судя по всему, был только этот элемент. Сняв слой силикона с платы начал разбираться куда, что и зачем.

Вот само реле по документации…

Рисунок1

Вот схема подключения…

Cover_Largus.indd

Внимательно изучив, куда что идет, пришел к выводу, что в реле, по всей видимости, стоит микросхема-компаратор, которая включает реле при соблюдении двух условий: включенном зажигании и достижении напряжения бортовой сети определенного уровня (при заведенном двигателе около 13.3В). Реле подает питание на лампы ближнего света через предохранитель F1 (15А) с контакта 1 на контакт 2. А вот питание на габариты идет как раз через сгоревший элемент!

Соответственно ничего кроме диода это не может быть! А нужен он для развязки цепи габаритов, что бы напряжение питания габаритов не пошло в обход реле на лампы ближнего света при ручном включении освещения.

Часть внутренней схемы реле…

Рисунок1

Решил заменить этот диод на другой. Пошукав по сусекам, нашел мощный диод КД213А (ток до 10А). Офигеть, 92-го года выпуска, тогда наша радиопромышленность еще работала, до сих пор запасы есть, покупал их года два назад…

8

Учитывая его размеры, припаял его к контактам с другой стороны платы…

9

Вставил реле на место и все заработало! Однако меня не оставляла в покое мысль, почему штатный диод в реле сгорел?! Через несколько секунд потрогав новый диод обалдел от того насколько он нагрелся! Неужели старый диод все время работал в таком режиме!?

Тогда решил измерить ток в цепи габаритов. По каждому борту оказалось чуть больше 1-го ампера, в сумме более 2-х ампер, плюс включение зптф (у меня в их качестве стоят светодиоды в катафотах), получается около 2.6А.

То есть все соответствует моим расчетам (4 лампы по 5 Вт, доп. стопы и зптф)! Однако как оказалось этого тока хватает для того, что бы диод не хило нагревался! Да и само малогабаритное электромеханическое реле (HFKW 012-1ZW, 12В, 20А) с резисторами и транзистором на плате сильно греется. Не зачет по схемотехнике товарищи Энергомашовцы!

Тут как в том анекдоте есть два путя! Либо в место диода вставить еще одно реле (что проще конечно и надежнее), либо прилепить к диоду радиатор.

Я решил все усложнить и пойти по второму пути. В реле не много места, поэтому пришлось лепить из того что было. Нашел какие-то два фланца, не знаю от чего, кое-как нарыл два маленьких винтика и гайки…

10

Прикрутил к диоду, вроде неплохо, но площадь рассеивания маловата, надо еще какую-нибудь пластинку прилепить сверху. Нашел планку и как-то так закрепил…

11

В корпусе сделал отверстия для вентиляции, поскольку реле стоит в салоне (а не в моторном отсеке как предлагается в инструкции), влаги и воздействия внешней температуры не будет…

12

Вот собственно и все, на этом ремонт реле автосвета закончен…

13

Установил все на место, посмотрим, как дальше будет, надеюсь, без света в дороге неожиданно не останусь!

Предыдущая статьяУстановка реле автосвета
Следующая статьяДатчик температуры и светодиоды в плафон
Родился, учился, женился, рощу сына, работаю, издеваюсь над своим и чужими Ларгусами. В общем жизнь простая, но интересная!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Вы не написали комментарий!
Пожалуйста, введите свое имя

4 × один =

× 7 = seven